Уже несколько лет учащееся нашего училища ухаживают на Болшевском кладбище за могилой военного лётчика.
ВАСИЛЬЕВ Пётр Александрович, родился 14 декабря 1909 г.р., русский, коренной ленинградец, из рабочих. После окончания школы с отличием, поступил в военное училище, в1929 г. вступил в члены партии большевиков, с декабря 1930 года в рядах Красной Рабоче-крестьянской Армии.
Для прохождения дальнейшего обучения был направлен в Академию, но добровольцем ушёл на советско-финскую войну. В 1940 году старший инженер 149 Истребительного Авиаполка, 64 Истребительной авиадивизии, представлен к награде орден «Красная Звезда» за участие в боях с белофиннами.
Великую Отечественную войну Пётр Александрович Васильев прошёл (точнее, пролетел) с начала и до конца – он участвовал в самых опасных боевых вылетах и был командиром 44-го Авиационного гвардейского полка 9-й Гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии.
Постоянный адрес во время Великой Отечественной войны: Юго-Западный фронт, 18 действующая армия, 64 Авиационная истребительная дивизия, 149 Авиационный истребительный полк.
5 сентября 1941 года Пётр Александрович награждён орденом «Красная Звезда (хотя во время отступления армии очень редко награждали.) Гвардии полковник (звание получил в 35 лет) Пётр Александрович Васильев с первых дней Великой Отечественной войны и до её окончания находился в рядах действующей армии.
За мужество и образцовое выполнение заданий командования, и умелое руководство частью награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы» и др. Его войсковая часть (полевая почта 42070) дошла до Берлина и участвовала в Параде Победы в Москве.
Но, не успев насладиться мирной жизнью, погиб 9 августа при катастрофе самолёта. Полк возвращался из Москвы после Парада Победы в Германию на место дислокации части, дошедшей с боями до Берлина, но уже без «Бати» (как окрестили Петра Васильева в части), которого похоронили с боевыми почестями в Подлипках на Болшевском кладбище.
Семья Петра Александровича живёт в городе-герое Смоленске: (жена Валентина Ивановна Васильева - умерла на 98 году жизни) –и две дочери: 76 и 69 лет. Внук Игорь родился тоже 14 декабря. Но военным не стал. Во время блокады Ленинграда умерла от голода мама. Родная сестра Надя работала всю блокаду в Управлении делами в Смольном (умерла два года назад). Вторая родная сестра Галя ушла на фронт добровольцем и всю войну прослужила медсестрой.
Интересные сведения:
Место приписки: 271 Ночная бомбардировочная авиационная дивизия (17 июля 1942 - 2 февраля 1943) – командир дивизии: полковник Борисенко Михаил Харлампиевич (11.06.42 - 20.05.43). Затем назначен Константин Иванович Рассказов (16.05.44 - 09.05.45 г.)
271-я ночная бомбардировочная Сталинградско-Речицкая авиационная дивизия была переименована в 9-ю гвардейскую ночную бомбардировочную Сталинградско-Речицкую Краснознаменную ордена Суворова авиационную дивизию. Сформирована в июне 1942 г. на базе Управления ВВС 38 армии. 09.06.42 г. вошла в состав 8 ВА. С конца сентября 1942 г. входила в состав 16 ВА и действовала на Сталинградском фронте (с 28.09.42 г. - Донской фронт), затем на Центральном фронте , и с 20.10.43 г. на Белорусском фронте. 18.11.43 г. советские войска овладели городом Речица. Приказом Верховного Главнокомандующего за особые отличия авиадивизии присвоено почетное наименование Речицкой. При проведении Бобруйской наступательной операции с 24.06.44 г. содействовала 3-й и 48-й армиям в наступлении у Рогачева. В течение 01 - 04.06.44 г. дивизия наносила удары по войскам противника на дорогах и ночные бомбардировки на минском направлении. В течение 05 - 10.07.44 г. содействуя войскам в разгроме барановической группировки противника, одиночными самолетами уничтожала артиллерию, автотранспорт, живую силу и технику в районе Полонечка, Ляховиче, Бытень, Слоним, железнодорожные эшелоны на станции Лесьна, разрушала переправы через реку Мышанка западнее Барановичей. С 11.07.44 г. дивизия занималась главным образом переброской горючего для войск и авиации на аэродром Барановичи. Только за 11, 12 и 14 июля самолеты По-2 доставили 50 т бензина и 19 т масла. В период с 22 по 26.07.44 г. ночные бомбардировщики По-2 дивизии ночью и днем транспортировали горючее и боеприпасы для 4-го гвардейского кавалерийского корпуса и 65-й армии. Всего ими было доставлено 16,5 т горючего и большое количество различных боеприпасов. 01.08.44 г. дивизия была выделена для поддержки 8-й гвардейской армии, которая в районе Магнушева начала форсирование Вислы. Преобразована Приказом НКО СССР № 0270 от 19.08.44 г. в 9 гвардейскую бомбардировочную авиационную дивизию. С 07. до 14.09.44 г. дивизия наносила интенсивные удары по объектам восточнее Праги - предместья Варшавы, с целью изнурения живой силы противника и уничтожения боевой техники. С 13.09 до 01.10.44 г. дивизия выполняла задачи по снабжению повстанцев Варшавы продовольствием, оружием и боеприпасами. В ночь на 14.01.45 г., первый день Висло-Одерской операции, самолеты дивизии вели разведку с попутной бомбардировкой. Из-за густого тумана ночные бомбардировщики произвели только 42 самолето-вылета. Однако им удалось накрыть бомбами штаб 56-го немецкого танкового корпуса и на некоторое время нарушить управление войсками. Авиаторы 9 гбад заслужили всеобщую признательность на фронте. От стен Сталинграда и до Берлина эта дивизия была основной ударной силой 16-й ВА в ночных условиях. Неутомимые ночные труженики под руководством командира авиадивизии гвардии полковника К.И.Рассказова почти каждую ночь вылетали на задание, сея в рядах немецко-фашистских захватчиков панику и смерть. За годы войны авиадивизия произвела около 64 тыс. самолето-вылетов. Многие летчики авиадивизии выполнили по 700 - 800 успешных ночных боевых вылетов. А на счету у гвардейцев старших лейтенантов К.Ф. Михаленко, А.П.Мартынова, В.Т.Поповича и Л.В.Рыкова было по 900 - 1000 боевых вылетов. Все они удостоились звания Героя Советского Союза.
За доблесть, мужество и образцовое выполнение боевых заданий командования в ходе Берлинской операции дивизия была награждена орденом Красного Знамени.
Из мемуаров:
«Находясь день и ночь на командном пункте 8-й воздушной армии, я вместе с политотделом и штабом готовился к созданию 16 ВА. В начале сентября командующий ВВС Красной Армии генерал А. А. Новиков, будучи представителем ставки у нас во фронте, распорядился немедленно принимать части и соединения, а штаб направить в совхоз `Сталинградский`. 16-я воздушная армия должна была начать боевые действия в составе Сталинградского фронта. А 8-я воздушная армия оставалась на Юго-Восточном. На первых порах в 16-ю воздушную армию входили 220-я и 283-я истребительные (командиры полковники А. В. Утин и В. А. Китаев), 228-я и 291-я штурмовые дивизии (командиры полковники В. В. Степичев и А. Н. Витрук). Несколько позже к нам прибыло и соединение ночных бомбардировщиков (командир полковник М. X. Борисенко). 4 сентября 1942 года я подписал первый боевой приказ частям. С этого времени и начала действовать 16-я воздушная армия. Истины ради следует сказать, что командующим считался член Военного совета ВВС Красной Армии генерал П. С. Степанов, находившийся на фронте в 8 ВА в качестве представителя Ставки, а я официально значился его заместителем. Перед тем как мне вылететь в совхоз `Сталинградский`, из 8 ВА меня вызвал Павел Степанович и сказал: `Вот что, я член Военного совета ВВС, а не командующий воздушной армией. Меня назначили на эту должность для того, чтобы при формировании армию не обделили. Понял? А командовать армией будешь ты, поэтому сразу же со всей ответственностью принимайся за дело. Я же остаюсь здесь`. Так Степанов и не поехал со мной. Правда, в середине сентября он все же побывал у нас, подписал несколько приказов, даже управлял боевыми действиями с передового КП. 28 сентября я был назначен командующим 16 ВА. Уезжая в Москву, Павел Степанович сказал мне:
- Действуйте, желаю успеха! Из совхоза `Сталинградский` через несколько дней мы перебазировались в Малую Ивановку, где находился штаб Сталинградского фронта. Главная задача этого фронта, а значит, и 16-й воздушной армии, состояла в том, чтобы во взаимодействии с войсками и авиацией Юго-восточного фронта контрударом в южном направлении разгромить группировку противника, прорвавшуюся к городу. Первые бои летчики нашей воздушной армии вели в условиях, когда противник сохранял превосходство в воздухе. Части были недоукомплектованы личным составом и самолетами. Одна из лучших, 228-я штурмовая авиадивизия, нуждалась в пополнении боевой техникой на одну треть, молодых летчиков предстояло вводить в строй по ходу выполнения боевых задач».
Отправившись добровольцем на Финскую, затем на Великую Отечественную войну, Пётр Александрович Васильев прошёл (точнее, пролетел – он участвовал в самых опасных боевых вылетах и был командиром 44-го Авиационного гвардейского полка 9-й Гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии) всю её до конца.
ВАСИЛЬЕВ Пётр Александрович, родился 14 декабря 1909 г.р., русский, коренной ленинградец, из рабочих. После окончания школы с отличием, поступил в военное училище, член ВКП(б) с 1929 г., в ВККА с декабря 1930 года. После окончания училища для прохождения дальнейшего обучения был направлен в Академию, но добровольцем ушёл на советско-финскую войну. В 1940 году старший инженер 149 Истребительного Авиаполка, 64 Истребительной авиадивизии, представлен к награде орден «Красная Звезда» за участие в боях с белофиннами.
Постоянный адрес во время Великой Отечественной войны: Юго-Западный фронт, 18 действующая армия, 64 Авиационная истребительная дивизия, 149 Авиационный истребительный полк.
5 сентября 1941 года награждён орденом «Красная Звезда (во время отступления армии очень редко награждали.) Гвардии полковник (звание получил в 35 лет) Пётр Александрович Васильев с первых дней Великой Отечественной войны и до её окончания находился в рядах действующей армии. За мужество и образцовое выполнение заданий командования, и умелое руководство частью награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы» и др. Его войсковая часть (полевая почта 42070) дошла до Берлина и участвовала в Параде Победы в Москве.
Место приписки: 271 Ночная бомбардировочная авиационная дивизия (17 июля 1942 - 2 февраля 1943) – командир дивизии: полковник Борисенко Михаил Харлампиевич (11.06.42 - 20.05.43). Затем назначен Константин Иванович Рассказов (16.05.44 - 09.05.45 г.)
271-я ночная бомбардировочная Сталинградско-Речицкая авиационная дивизия была переименована в 9-ю гвардейскую ночную бомбардировочную Сталинградско-Речицкую Краснознаменную ордена Суворова авиационную дивизию. Сформирована в июне 1942 г. на базе Управления ВВС 38 армии. 09.06.42 г. вошла в состав 8 ВА. С конца сентября 1942 г. входила в состав 16 ВА и действовала на Сталинградском фронте (с 28.09.42 г. - Донской фронт), затем на Центральном фронте , и с 20.10.43 г. на Белорусском фронте. 18.11.43 г. советские войска овладели городом Речица. Приказом Верховного Главнокомандующего за особые отличия авиадивизии присвоено почетное наименование Речицкой. При проведении Бобруйской наступательной операции с 24.06.44 г. содействовала 3-й и 48-й армиям в наступлении у Рогачева. В течение 01 - 04.06.44 г. дивизия наносила удары по войскам противника на дорогах и ночные бомбардировки на минском направлении. В течение 05 - 10.07.44 г. содействуя войскам в разгроме барановической группировки противника, одиночными самолетами уничтожала артиллерию, автотранспорт, живую силу и технику в районе Полонечка, Ляховиче, Бытень, Слоним, железнодорожные эшелоны на станции Лесьна, разрушала переправы через реку Мышанка западнее Барановичей. С 11.07.44 г. дивизия занималась главным образом переброской горючего для войск и авиации на аэродром Барановичи. Только за 11, 12 и 14 июля самолеты По-2 доставили 50 т бензина и 19 т масла. В период с 22 по 26.07.44 г. ночные бомбардировщики По-2 дивизии ночью и днем транспортировали горючее и боеприпасы для 4-го гвардейского кавалерийского корпуса и 65-й армии. Всего ими было доставлено 16,5 т горючего и большое количество различных боеприпасов. 01.08.44 г. дивизия была выделена для поддержки 8-й гвардейской армии, которая в районе Магнушева начала форсирование Вислы. Преобразована Приказом НКО СССР № 0270 от 19.08.44 г. в 9 гвардейскую бомбардировочную авиационную дивизию. С 07. до 14.09.44 г. дивизия наносила интенсивные удары по объектам восточнее Праги - предместья Варшавы, с целью изнурения живой силы противника и уничтожения боевой техники. С 13.09 до 01.10.44 г. дивизия выполняла задачи по снабжению повстанцев Варшавы продовольствием, оружием и боеприпасами. В ночь на 14.01.45 г., первый день Висло-Одерской операции, самолеты дивизии вели разведку с попутной бомбардировкой. Из-за густого тумана ночные бомбардировщики произвели только 42 самолето-вылета. Однако им удалось накрыть бомбами штаб 56-го немецкого танкового корпуса и на некоторое время нарушить управление войсками. Авиаторы 9 гбад заслужили всеобщую признательность на фронте. От стен Сталинграда и до Берлина эта дивизия была основной ударной силой 16-й ВА в ночных условиях. Неутомимые ночные труженики под руководством командира авиадивизии гвардии полковника К.И.Рассказова почти каждую ночь вылетали на задание, сея в рядах немецко-фашистских захватчиков панику и смерть. За годы войны авиадивизия произвела около 64 тыс. самолето-вылетов. Многие летчики авиадивизии выполнили по 700 - 800 успешных ночных боевых вылетов. А на счету у гвардейцев старших лейтенантов К.Ф. Михаленко, А.П.Мартынова, В.Т.Поповича и Л.В.Рыкова было по 900 - 1000 боевых вылетов. Все они удостоились звания Героя Советского Союза.
За доблесть, мужество и образцовое выполнение боевых заданий командования в ходе Берлинской операции дивизия была награждена орденом Красного Знамени.
Его войсковая часть (полевая почта 42070) дошла до Берлина и участвовала в Параде Победы.
Но, не успев насладиться мирной жизнью, погиб 9 августа при катастрофе самолёта. Полк возвращался из Москвы после Парада Победы в Германию на место дислокации части, дошедшей с боями до Берлина, но уже без «Бати» (как окрестили Петра Васильева в части), которого похоронили с боевыми почестями в Подлипках на Болшевском кладбище.
Семья Петра Александровича живёт в городе-герое Смоленске: жена (ей 97 лет) – Валентина Ивановна Васильева и две дочери: 76 и 69 лет. Внук Игорь родился тоже 14 декабря. Но военным не стал. Во время блокады Ленинграда умерла от голода мама. Родная сестра Надя работала всю блокаду в Управлении делами в Смольном (умерла два года назад). Вторая родная сестра Галя ушла на фронт добровольцем и всю войну прослужила медсестрой.
Из мемуаров:
«Находясь день и ночь на командном пункте 8-й воздушной армии, я вместе с политотделом и штабом готовился к созданию 16 ВА. В начале сентября командующий ВВС Красной Армии генерал А. А. Новиков, будучи представителем ставки у нас во фронте, распорядился немедленно принимать части и соединения, а штаб направить в совхоз `Сталинградский`. 16-я воздушная армия должна была начать боевые действия в составе Сталинградского фронта. А 8-я воздушная армия оставалась на Юго-Восточном. На первых порах в 16-ю воздушную армию входили 220-я и 283-я истребительные (командиры полковники А. В. Утин и В. А. Китаев), 228-я и 291-я штурмовые дивизии (командиры полковники В. В. Степичев и А. Н. Витрук). Несколько позже к нам прибыло и соединение ночных бомбардировщиков (командир полковник М. X. Борисенко). 4 сентября 1942 года я подписал первый боевой приказ частям. С этого времени и начала действовать 16-я воздушная армия. Истины ради следует сказать, что командующим считался член Военного совета ВВС Красной Армии генерал П. С. Степанов, находившийся на фронте в 8 ВА в качестве представителя Ставки, а я официально значился его заместителем. Перед тем как мне вылететь в совхоз `Сталинградский`, из 8 ВА меня вызвал Павел Степанович и сказал: `Вот что, я член Военного совета ВВС, а не командующий воздушной армией. Меня назначили на эту должность для того, чтобы при формировании армию не обделили. Понял? А командовать армией будешь ты, поэтому сразу же со всей ответственностью принимайся за дело. Я же остаюсь здесь`. Так Степанов и не поехал со мной. Правда, в середине сентября он все же побывал у нас, подписал несколько приказов, даже управлял боевыми действиями с передового КП. 28 сентября я был назначен командующим 16 ВА. Уезжая в Москву, Павел Степанович сказал мне:
- Действуйте, желаю успеха! Из совхоза `Сталинградский` через несколько дней мы перебазировались в Малую Ивановку, где находился штаб Сталинградского фронта. Главная задача этого фронта, а значит, и 16-й воздушной армии, состояла в том, чтобы во взаимодействии с войсками и авиацией Юго-восточного фронта контрударом в южном направлении разгромить группировку противника, прорвавшуюся к городу. Первые бои летчики нашей воздушной армии вели в условиях, когда противник сохранял превосходство в воздухе. Части были недоукомплектованы личным составом и самолетами. Одна из лучших, 228-я штурмовая авиадивизия, нуждалась в пополнении боевой техникой на одну треть, молодых летчиков предстояло вводить в строй по ходу выполнения боевых задач».
Весна 2015 года
http://new-people-korolev.ru/index/vasilev_pjotr/0-6
http://www.mosoblpress.ru/regions/24/mass_media/3/112/item128923/
http://www.rabochy-put.ru/society/17975-uchastniki-podmoskovnogo-patrioticheskogo-kluba.html