Перевести страницу

Военный лётчик П.А. Васильев




Уже несколько лет учащееся нашего училища ухаживают на Болшевском кладбище за могилой военного лётчика.

ВАСИЛЬЕВ Пётр Александрович, родился 14 декабря 1909 г.р., русский, коренной ленинградец, из рабочих. После окончания школы с отличием, поступил в военное училище, в1929 г. вступил в члены партии большевиков, с декабря 1930 года в рядах Красной Рабоче-крестьянской Армии.

Для прохождения дальнейшего обучения был направлен в Академию, но добровольцем ушёл на советско-финскую войну. В 1940 году старший инженер 149 Истребительного Авиаполка, 64 Истребительной авиадивизии, представлен к награде орден «Красная Звезда» за участие в боях с белофиннами.

Великую Отечественную войну Пётр Александрович Васильев прошёл (точнее, пролетел) с начала и до конца – он участвовал в самых опасных боевых вылетах и был командиром 44-го Авиационного гвардейского полка 9-й Гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии.

Постоянный адрес во время Великой Отечественной войны: Юго-Западный фронт, 18 действующая армия, 64 Авиационная истребительная дивизия, 149 Авиационный истребительный полк.

5 сентября 1941 года Пётр Александрович награждён орденом «Красная Звезда (хотя во время отступления армии очень редко награждали.) Гвардии полковник (звание получил в 35 лет) Пётр Александрович Васильев с первых дней Великой Отечественной войны и до её окончания находился в рядах действующей армии.

За мужество и образцовое выполнение заданий командования, и умелое руководство частью награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы» и др. Его войсковая часть (полевая почта 42070) дошла до Берлина и участвовала в Параде Победы в Москве.

Но, не успев насладиться мирной жизнью, погиб 9 августа при катастрофе самолёта. Полк возвращался из Москвы после Парада Победы в Германию на место дислокации части, дошедшей с боями до Берлина, но уже без «Бати» (как окрестили Петра Васильева в части), которого похоронили с боевыми почестями в Подлипках на Болшевском кладбище.

Семья Петра Александровича живёт в городе-герое Смоленске: (жена Валентина Ивановна Васильева - умерла на 98 году жизни) –и две дочери: 76 и 69 лет. Внук Игорь родился тоже 14 декабря. Но военным не стал. Во время блокады Ленинграда умерла от голода мама. Родная сестра Надя работала всю блокаду в Управлении делами в Смольном (умерла два года назад). Вторая родная сестра Галя ушла на фронт добровольцем и всю войну прослужила медсестрой.


Интересные сведения:


Место приписки: 271 Ночная бомбардировочная авиационная дивизия (17 июля 1942 - 2 февраля 1943) – командир дивизии: полковник Борисенко Михаил Харлампиевич (11.06.42 - 20.05.43). Затем назначен Константин Иванович Рассказов (16.05.44 - 09.05.45 г.)

271-я ночная бомбардировочная Сталинградско-Речицкая авиационная дивизия была переименована в 9-ю гвардейскую ночную бомбардировочную Сталинградско-Речицкую Краснознаменную ордена Суворова авиационную дивизию. Сформирована в июне 1942 г. на базе Управления ВВС 38 армии. 09.06.42 г. вошла в состав 8 ВА. С конца сентября 1942 г. входила в состав 16 ВА и действовала на Сталинградском фронте (с 28.09.42 г. - Донской фронт), затем на Центральном фронте , и с 20.10.43 г. на Белорусском фронте. 18.11.43 г. советские войска овладели городом Речица. Приказом Верховного Главнокомандующего за особые отличия авиадивизии присвоено почетное наименование Речицкой. При проведении Бобруйской наступательной операции с 24.06.44 г. содействовала 3-й и 48-й армиям в наступлении у Рогачева. В течение 01 - 04.06.44 г. дивизия наносила удары по войскам противника на дорогах и ночные бомбардировки на минском направлении. В течение 05 - 10.07.44 г. содействуя войскам в разгроме барановической группировки противника, одиночными самолетами уничтожала артиллерию, автотранспорт, живую силу и технику в районе Полонечка, Ляховиче, Бытень, Слоним, железнодорожные эшелоны на станции Лесьна, разрушала переправы через реку Мышанка западнее Барановичей. С 11.07.44 г. дивизия занималась главным образом переброской горючего для войск и авиации на аэродром Барановичи. Только за 11, 12 и 14 июля самолеты По-2 доставили 50 т бензина и 19 т масла. В период с 22 по 26.07.44 г. ночные бомбардировщики По-2 дивизии ночью и днем транспортировали горючее и боеприпасы для 4-го гвардейского кавалерийского корпуса и 65-й армии. Всего ими было доставлено 16,5 т горючего и большое количество различных боеприпасов. 01.08.44 г. дивизия была выделена для поддержки 8-й гвардейской армии, которая в районе Магнушева начала форсирование Вислы. Преобразована Приказом НКО СССР № 0270 от 19.08.44 г. в 9 гвардейскую бомбардировочную авиационную дивизию. С 07. до 14.09.44 г. дивизия наносила интенсивные удары по объектам восточнее Праги - предместья Варшавы, с целью изнурения живой силы противника и уничтожения боевой техники. С 13.09 до 01.10.44 г. дивизия выполняла задачи по снабжению повстанцев Варшавы продовольствием, оружием и боеприпасами. В ночь на 14.01.45 г., первый день Висло-Одерской операции, самолеты дивизии вели разведку с попутной бомбардировкой. Из-за густого тумана ночные бомбардировщики произвели только 42 самолето-вылета. Однако им удалось накрыть бомбами штаб 56-го немецкого танкового корпуса и на некоторое время нарушить управление войсками. Авиаторы 9 гбад заслужили всеобщую признательность на фронте. От стен Сталинграда и до Берлина эта дивизия была основной ударной силой 16-й ВА в ночных условиях. Неутомимые ночные труженики под руководством командира авиадивизии гвардии полковника К.И.Рассказова почти каждую ночь вылетали на задание, сея в рядах немецко-фашистских захватчиков панику и смерть. За годы войны авиадивизия произвела около 64 тыс. самолето-вылетов. Многие летчики авиадивизии выполнили по 700 - 800 успешных ночных боевых вылетов. А на счету у гвардейцев старших лейтенантов К.Ф. Михаленко, А.П.Мартынова, В.Т.Поповича и Л.В.Рыкова было по 900 - 1000 боевых вылетов. Все они удостоились звания Героя Советского Союза.

За доблесть, мужество и образцовое выполнение боевых заданий командования в ходе Берлинской операции дивизия была награждена орденом Красного Знамени.

Из мемуаров:

«Находясь день и ночь на командном пункте 8-й воздушной армии, я вместе с политотделом и штабом готовился к созданию 16 ВА. В начале сентября командующий ВВС Красной Армии генерал А. А. Новиков, будучи представителем ставки у нас во фронте, распорядился немедленно принимать части и соединения, а штаб направить в совхоз `Сталинградский`. 16-я воздушная армия должна была начать боевые действия в составе Сталинградского фронта. А 8-я воздушная армия оставалась на Юго-Восточном. На первых порах в 16-ю воздушную армию входили 220-я и 283-я истребительные (командиры полковники А. В. Утин и В. А. Китаев), 228-я и 291-я штурмовые дивизии (командиры полковники В. В. Степичев и А. Н. Витрук). Несколько позже к нам прибыло и соединение ночных бомбардировщиков (командир полковник М. X. Борисенко). 4 сентября 1942 года я подписал первый боевой приказ частям. С этого времени и начала действовать 16-я воздушная армия. Истины ради следует сказать, что командующим считался член Военного совета ВВС Красной Армии генерал П. С. Степанов, находившийся на фронте в 8 ВА в качестве представителя Ставки, а я официально значился его заместителем. Перед тем как мне вылететь в совхоз `Сталинградский`, из 8 ВА меня вызвал Павел Степанович и сказал: `Вот что, я член Военного совета ВВС, а не командующий воздушной армией. Меня назначили на эту должность для того, чтобы при формировании армию не обделили. Понял? А командовать армией будешь ты, поэтому сразу же со всей ответственностью принимайся за дело. Я же остаюсь здесь`. Так Степанов и не поехал со мной. Правда, в середине сентября он все же побывал у нас, подписал несколько приказов, даже управлял боевыми действиями с передового КП. 28 сентября я был назначен командующим 16 ВА. Уезжая в Москву, Павел Степанович сказал мне:

- Действуйте, желаю успеха! Из совхоза `Сталинградский` через несколько дней мы перебазировались в Малую Ивановку, где находился штаб Сталинградского фронта. Главная задача этого фронта, а значит, и 16-й воздушной армии, состояла в том, чтобы во взаимодействии с войсками и авиацией Юго-восточного фронта контрударом в южном направлении разгромить группировку противника, прорвавшуюся к городу. Первые бои летчики нашей воздушной армии вели в условиях, когда противник сохранял превосходство в воздухе. Части были недоукомплектованы личным составом и самолетами. Одна из лучших, 228-я штурмовая авиадивизия, нуждалась в пополнении боевой техникой на одну треть, молодых летчиков предстояло вводить в строй по ходу выполнения боевых задач».


Отправившись добровольцем на Финскую, затем на Великую Отечественную войну, Пётр Александрович Васильев прошёл (точнее, пролетел – он участвовал в самых опасных боевых вылетах и был командиром 44-го Авиационного гвардейского полка 9-й Гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии) всю её до конца.

ВАСИЛЬЕВ Пётр Александрович, родился 14 декабря 1909 г.р., русский, коренной ленинградец, из рабочих. После окончания школы с отличием, поступил в военное училище, член ВКП(б) с 1929 г., в ВККА с декабря 1930 года. После окончания училища для прохождения дальнейшего обучения был направлен в Академию, но добровольцем ушёл на советско-финскую войну. В 1940 году старший инженер 149 Истребительного Авиаполка, 64 Истребительной авиадивизии, представлен к награде орден «Красная Звезда» за участие в боях с белофиннами.

Постоянный адрес во время Великой Отечественной войны: Юго-Западный фронт, 18 действующая армия, 64 Авиационная истребительная дивизия, 149 Авиационный истребительный полк.

5 сентября 1941 года награждён орденом «Красная Звезда (во время отступления армии очень редко награждали.) Гвардии полковник (звание получил в 35 лет) Пётр Александрович Васильев с первых дней Великой Отечественной войны и до её окончания находился в рядах действующей армии. За мужество и образцовое выполнение заданий командования, и умелое руководство частью награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы» и др. Его войсковая часть (полевая почта 42070) дошла до Берлина и участвовала в Параде Победы в Москве.

Место приписки: 271 Ночная бомбардировочная авиационная дивизия (17 июля 1942 - 2 февраля 1943) – командир дивизии: полковник Борисенко Михаил Харлампиевич (11.06.42 - 20.05.43). Затем назначен Константин Иванович Рассказов (16.05.44 - 09.05.45 г.)

271-я ночная бомбардировочная Сталинградско-Речицкая авиационная дивизия была переименована в 9-ю гвардейскую ночную бомбардировочную Сталинградско-Речицкую Краснознаменную ордена Суворова авиационную дивизию. Сформирована в июне 1942 г. на базе Управления ВВС 38 армии. 09.06.42 г. вошла в состав 8 ВА. С конца сентября 1942 г. входила в состав 16 ВА и действовала на Сталинградском фронте (с 28.09.42 г. - Донской фронт), затем на Центральном фронте , и с 20.10.43 г. на Белорусском фронте. 18.11.43 г. советские войска овладели городом Речица. Приказом Верховного Главнокомандующего за особые отличия авиадивизии присвоено почетное наименование Речицкой. При проведении Бобруйской наступательной операции с 24.06.44 г. содействовала 3-й и 48-й армиям в наступлении у Рогачева. В течение 01 - 04.06.44 г. дивизия наносила удары по войскам противника на дорогах и ночные бомбардировки на минском направлении. В течение 05 - 10.07.44 г. содействуя войскам в разгроме барановической группировки противника, одиночными самолетами уничтожала артиллерию, автотранспорт, живую силу и технику в районе Полонечка, Ляховиче, Бытень, Слоним, железнодорожные эшелоны на станции Лесьна, разрушала переправы через реку Мышанка западнее Барановичей. С 11.07.44 г. дивизия занималась главным образом переброской горючего для войск и авиации на аэродром Барановичи. Только за 11, 12 и 14 июля самолеты По-2 доставили 50 т бензина и 19 т масла. В период с 22 по 26.07.44 г. ночные бомбардировщики По-2 дивизии ночью и днем транспортировали горючее и боеприпасы для 4-го гвардейского кавалерийского корпуса и 65-й армии. Всего ими было доставлено 16,5 т горючего и большое количество различных боеприпасов. 01.08.44 г. дивизия была выделена для поддержки 8-й гвардейской армии, которая в районе Магнушева начала форсирование Вислы. Преобразована Приказом НКО СССР № 0270 от 19.08.44 г. в 9 гвардейскую бомбардировочную авиационную дивизию. С 07. до 14.09.44 г. дивизия наносила интенсивные удары по объектам восточнее Праги - предместья Варшавы, с целью изнурения живой силы противника и уничтожения боевой техники. С 13.09 до 01.10.44 г. дивизия выполняла задачи по снабжению повстанцев Варшавы продовольствием, оружием и боеприпасами. В ночь на 14.01.45 г., первый день Висло-Одерской операции, самолеты дивизии вели разведку с попутной бомбардировкой. Из-за густого тумана ночные бомбардировщики произвели только 42 самолето-вылета. Однако им удалось накрыть бомбами штаб 56-го немецкого танкового корпуса и на некоторое время нарушить управление войсками. Авиаторы 9 гбад заслужили всеобщую признательность на фронте. От стен Сталинграда и до Берлина эта дивизия была основной ударной силой 16-й ВА в ночных условиях. Неутомимые ночные труженики под руководством командира авиадивизии гвардии полковника К.И.Рассказова почти каждую ночь вылетали на задание, сея в рядах немецко-фашистских захватчиков панику и смерть. За годы войны авиадивизия произвела около 64 тыс. самолето-вылетов. Многие летчики авиадивизии выполнили по 700 - 800 успешных ночных боевых вылетов. А на счету у гвардейцев старших лейтенантов К.Ф. Михаленко, А.П.Мартынова, В.Т.Поповича и Л.В.Рыкова было по 900 - 1000 боевых вылетов. Все они удостоились звания Героя Советского Союза.

За доблесть, мужество и образцовое выполнение боевых заданий командования в ходе Берлинской операции дивизия была награждена орденом Красного Знамени.

Его войсковая часть (полевая почта 42070) дошла до Берлина и участвовала в Параде Победы.

Но, не успев насладиться мирной жизнью, погиб 9 августа при катастрофе самолёта. Полк возвращался из Москвы после Парада Победы в Германию на место дислокации части, дошедшей с боями до Берлина, но уже без «Бати» (как окрестили Петра Васильева в части), которого похоронили с боевыми почестями в Подлипках на Болшевском кладбище.

Семья Петра Александровича живёт в городе-герое Смоленске: жена (ей 97 лет) – Валентина Ивановна Васильева и две дочери: 76 и 69 лет. Внук Игорь родился тоже 14 декабря. Но военным не стал. Во время блокады Ленинграда умерла от голода мама. Родная сестра Надя работала всю блокаду в Управлении делами в Смольном (умерла два года назад). Вторая родная сестра Галя ушла на фронт добровольцем и всю войну прослужила медсестрой.

Из мемуаров:

«Находясь день и ночь на командном пункте 8-й воздушной армии, я вместе с политотделом и штабом готовился к созданию 16 ВА. В начале сентября командующий ВВС Красной Армии генерал А. А. Новиков, будучи представителем ставки у нас во фронте, распорядился немедленно принимать части и соединения, а штаб направить в совхоз `Сталинградский`. 16-я воздушная армия должна была начать боевые действия в составе Сталинградского фронта. А 8-я воздушная армия оставалась на Юго-Восточном. На первых порах в 16-ю воздушную армию входили 220-я и 283-я истребительные (командиры полковники А. В. Утин и В. А. Китаев), 228-я и 291-я штурмовые дивизии (командиры полковники В. В. Степичев и А. Н. Витрук). Несколько позже к нам прибыло и соединение ночных бомбардировщиков (командир полковник М. X. Борисенко). 4 сентября 1942 года я подписал первый боевой приказ частям. С этого времени и начала действовать 16-я воздушная армия. Истины ради следует сказать, что командующим считался член Военного совета ВВС Красной Армии генерал П. С. Степанов, находившийся на фронте в 8 ВА в качестве представителя Ставки, а я официально значился его заместителем. Перед тем как мне вылететь в совхоз `Сталинградский`, из 8 ВА меня вызвал Павел Степанович и сказал: `Вот что, я член Военного совета ВВС, а не командующий воздушной армией. Меня назначили на эту должность для того, чтобы при формировании армию не обделили. Понял? А командовать армией будешь ты, поэтому сразу же со всей ответственностью принимайся за дело. Я же остаюсь здесь`. Так Степанов и не поехал со мной. Правда, в середине сентября он все же побывал у нас, подписал несколько приказов, даже управлял боевыми действиями с передового КП. 28 сентября я был назначен командующим 16 ВА. Уезжая в Москву, Павел Степанович сказал мне:

- Действуйте, желаю успеха! Из совхоза `Сталинградский` через несколько дней мы перебазировались в Малую Ивановку, где находился штаб Сталинградского фронта. Главная задача этого фронта, а значит, и 16-й воздушной армии, состояла в том, чтобы во взаимодействии с войсками и авиацией Юго-восточного фронта контрударом в южном направлении разгромить группировку противника, прорвавшуюся к городу. Первые бои летчики нашей воздушной армии вели в условиях, когда противник сохранял превосходство в воздухе. Части были недоукомплектованы личным составом и самолетами. Одна из лучших, 228-я штурмовая авиадивизия, нуждалась в пополнении боевой техникой на одну треть, молодых летчиков предстояло вводить в строй по ходу выполнения боевых задач».















Весна 2015 года

http://new-people-korolev.ru/index/vasilev_pjotr/0-6


http://www.mosoblpress.ru/regions/24/mass_media/3/112/item128923/


http://www.rabochy-put.ru/society/17975-uchastniki-podmoskovnogo-patrioticheskogo-kluba.html